Бразилия начала праздновать успех саммита G20, который прошел в Рио-де-Жанейро, уже в понедельник 18 ноября, когда лидеры крупнейших экономик мира смогли принять итоговую декларацию и сделать «семейное фото». Во многом это действительно заслуга Бразилии, ведь совместное заявление до последнего момента находилось под угрозой. Как писали местные СМИ, проблемы создавали европейские страны, которые пытались внести жесткие антироссийские формулировки по Украине, а также президент Аргентины Хавьер Милей, который был не согласен с рядом предложений.
На уровне шерп к моменту начала саммита решить разногласия не удалось. Впрочем, проблем в том, чтобы убедить европейцев не мешать принятию итоговой декларации, практически не было. В течение всего года, что Бразилия была председателем в G20, ей удавалось найти консенсус по украинскому вопросу во время всех министерских встреч, где эта тема затрагивалась. А вот Милей был «котом в мешке». Именно из-за его позиции относительно расширения прав и возможностей женщин не удалось принять министерское заявление. А его критика в отношении идеи ввести налог на богатство миллиардеров и предложений по энергетике буквально накануне саммита в Рио-де-Жанейро, поставила под вопрос, будет ли вообще принято итоговое заявление. И как обратили внимание местные СМИ, при фотографировании во время приветствия высоких гостей президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва не улыбался, только когда поздоровался с Милеем.
Однако декларация принята, в ней подчеркивается, что «мы живем в эпоху серьезных геополитических, социально-экономических, климатических и экологических вызовов и кризисов, которые требуют принятия незамедлительных мер». «Группа двадцати» является подходящей площадкой для решения обозначенных проблем посредством столь необходимого международного сотрудничества и политических усилий, говорится в документе.
Как заявил на пресс-конференции по завершении участия в саммите министр иностранных дел России Сергей Лавров, Бразилия провела за год большое количество мероприятий. По его словам, удалось достичь позитивных результатов, достичь весомых договоренностей. «Это очень важно», — подчеркнул глава МИД РФ.
Глава российского внешнеполитического ведомства обратил внимание на попытки Запада украинизировать повестку G20. «Это ему не удалось. Никто его из стран мирового большинства, Глобального Юга не поддержал. И мы, и наши коллеги из развивающегося мира настояли на том, чтобы текст был посвящен любым конфликтам», — отметил Лавров.
В итоге украинский конфликт упоминается в конце раздела, посвященного всем конфликтам в мире, и после кризиса на Ближнем Востоке. Примечательно, что Запад неохотно пошел на обсуждение пунктов, касающихся ситуации в секторе Газа, Палестине. «Но он прекрасно понимал, что без этого никакого раздела, касающегося конфликтов, быть не может», — отметил Лавров.
Правда, Запад пытался поставить этот параграф после украинского. «Но здесь уже даже нам не пришлось подчеркивать неприятие такого манипулирования, жонглирования, потому что страны Глобального Юга категорически отказались принижать значение того, что «двадцатка» должна прежде всего обратить внимание на трагедию сектора Газа», — добавил министр.
В самой декларации говорится об обеспокоенности катастрофической гуманитарной ситуацией в секторе Газа и эскалацией в Ливане, о необходимости увеличения поставок гуманитарной помощи для гражданского населения и усиления его защиты. Пункт по Украине, в отличие от декларации прошлого года, всего один, и там говорится, что G20 приветствует все относящиеся к делу и конструктивные инициативы, способствующие установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира. Как пояснил Лавров, документ учитывает реалии.
Кстати, есть в декларации и пункт о неприемлемости нанесения ущерба гражданской инфраструктуре. А ведь к ней относятся и газопроводы «Северный поток» и «Северный поток-2». «Я думаю, это нам поможет в практической работе, которую мы продолжаем, добиваясь, во-первых, транспарентного расследования, которое одна Германия пока только продолжает, и, во-вторых, чтобы и международное сообщество могло на это посмотреть», — заявил глава МИД.
Значительная часть декларации посвящена борьбе с голодом, неравенством. И как обратил внимание Лавров, с этими проблемами сегодня больше сталкиваются развитые западные страны. Россия же оказывает поддержку развивающимся странам, нуждающимся в продовольствии.
«Даже сейчас, когда нам чинят препоны на использовании западных портов для вывоза наших удобрений и зерна — пшеницы и других зерновых», — отметил министр, указав на противоправные действия страховой компании «Ллойд», а также на спекуляции Запада, выворачивающего все так, будто виноват кто-то другой, а не он.
Лавров приветствовал создание по инициативе президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы Глобального альянса по борьбе с голодом и бедностью. И в ходе выступления в понедельник объявил о присоединении России к нему.
Еще одним пунктом, вынесенным на обсуждение Бразилией, была реформа глобальных институтов управления. В ходе дискуссий страны Глобального Юга отмечали засилье Запада в международных структурах. Как отметил Лавров, Запад больше не может претендовать на моральную исключительность из-за изменения реалий на мировой арене. «Мир резко меняется. За последние несколько десятилетий, по большому счету, приобрел новое лицо», — подчеркнул глава МИД.
В итоге в декларацию был включен пункт о том, что вызовы, с которыми международное сообщество сегодня столкнулось, могут быть преодолены только посредством многосторонних решений во имя лучшего будущего и укрепления системы глобального управления как для нынешнего, так и последующих поколений. А для этого необходимо увеличить представленность стран из Африки, АТР, Латинской Америки и Карибского бассейна в различных структурах, в первую очередь — в СБ ООН.
Обращает на себя внимание пункт о прогрессивном налогообложении. Такой подход в декларации назван одним из ключевых в деле сокращения неравенства. Кстати, именно этот пункт не понравился президенту Аргентины Хавьеру Милею, из-за чего чуть не сорвалось принятие документа. Но в итоге тот смягчил позицию.
Приятным сюрпризом на этом саммите стало «семейное фото». В предыдущие два года традиция совместного фотографирования не соблюдалась из-за кризиса в отношениях между Россией и Западом. Правда, некоторые западные политики от демарша не отказались. На фото, как выяснилось, не было президента США Джо Байдена, премьер-министров Канады и Италии Джастина Трюдо и Джорджии Мелони. И если Белый дом еще как-то попытался оправдаться некими логистическими проблемами, то представители Канады и Италии никак не прокомментировали ситуацию. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в связи с этим вспомнила, какой цирк устраивали ранее западники, чтобы сделать фото без Сергея Лаврова, часто представляющего Россию на различных мероприятиях, в том числе высшего уровня. Бразильская сторона, чтобы сгладить ситуацию, заявила, что Байден, Трюдо и Мелони просто опоздали на фотосессию. А снова выстраивать всех глав государств и правительств, чтобы исправить их оплошность, никто, конечно, не стал.
Западные журналисты обратили внимание на еще один момент: президент Франции Эмманюэль Макрон подошел к российскому министру поздороваться и первым протянул ему руку (факт показательный, ведь ранее канцлер ФРГ Олаф Шольц позвонил президенту России Владимиру Путину).
По словам Лаврова, это нормальное поведение, если люди знакомы друг с другом, даже если между ними или их странами есть глубокие противоречия. А они есть, ведь, как сообщили западные СМИ, Макрон позволил себе сделать в кулуарах антироссийские заявления. Он одобрил предположительно данное США Киеву разрешение бить дальнобойными ракетами по целям в глубине территории России. Такая информация была распространена СМИ, и официально Вашингтон эту информацию еще не подтвердил. Во время пресс-конференции эта тема не могла остаться в стороне. Но Лавров не мог подтвердить данные сообщения и отказался гадать. А вот позицию канцлера ФРГ Олафа Шольца по отказу от поставок Киеву Taurus российский министр назвал «ответственной». «То, что она отличается от позиции и британцев, и французов тех же самых, — это тоже факт», — добавил Лавров.
Министр также обратил внимание, что G20 все же занимается экономическими вопросами. И страны БРИКС усиливают свое влияние в группе. «Это было видно и в Дели на прошлогоднем саммите, и на позапрошлогоднем в Индонезии. А здесь это проявилось особенно четко», — отметил Лавров, добавив, что по прозвучавшим на саммите G20 оценкам, БРИКС «созрел» для формирования независимого от Запада инструментария в сфере торговли и финансов. Но и сама «двадцатка» продолжит работу в направлении, заданном Индонезией, Индией и Бразилией, ведь председательство перешло к ЮАР. БРИКСовская вахта будет продолжена.