Завершились выборы самоуправления 2021 года. Несмотря на большие усилия участвовавших в выборах двух партий, на второй тур явилось всего 49 процентов – более половины избирателей сказали «нет» и «мечтателям», и «националам».
Значительная часть населения, не пришедшего к избирательным урнам, считает, что существует две Грузии – «национально-мечтательная» и пребывающая в ожидании перемен… Выборы закончились. Все рады – и мэры, и мажоритарии, и координаторы, которые на протяжение всего этого времени, так сказать, с высунутыми языками бегали. Но стоит ли всему этому радоваться? Победа ли это, когда только 49 процентов избирателей участвует в выборах?
Почему избиратели отказали «пришедшей со славой» «Грузинской мечте», которая обещала населению множество благ? По этому и другим важным вопросам беседуют доктор социологических наук Хатуна Сагинашвили, политологи Сосо Цинцадзе и Реваз Киласония.
«Проанализируйте прошлые ошибки и исправьте их, не то пугало «бабайки» уже не работает. Способствуйте процессу, чтобы на следующих выборах главной оппозиционной силой были не «националы», а новые, незапачканные национальные, консервативные силы»
Хатууна Сагинашвили, доктор социологических наук:
— В течение последних лет мы видим тенденцию – «Грузинская мечта» постепенно теряет избирателя.
Часть электората «Мечты» из-за обиженности и разочарования перешла в лагерь «националов», что совершенно непредставимо: если тебе не нравится «Грузинская мечта», это совершенно не оправдывает тебя, если по этой причине становишься избирателем кровавых палачей, «националов» и хочешь их возвращения к власти. А вторая часть, по причине фрустрации и нигилизма, объявляет бойкот выборам и таким путем выражает протест против политического шапито. Разочарование же (разочарование потому, что народ поверил и доверился Иванишвили и его «Мечте») вызвано невыполнением раздутых обещаний, данных в 2012 году и позднее, экономическим коллапсом, крайним утяжелением социального фона, ценами на продукты первой необходимости, растущими с геометрической прогрессией.
Мы все помним обещания «Грузинской мечты» в 2012 году – снижение коммунальных платежей, снижение цен на бензин, бесплатные деньги и многое другое. Однако продукты не то чтобы не подешевели, наоборот – в несколько раз подорожали. Правда, в социальных проблемах высокие чины часто обвиняют пандемию, но до пандемии лари уже претерпевал девальвацию, динамика цен уже была растущей, коммунальные платежи также – подорожали, и горючим мы заправляли автомобили не за 1 лари.
На протяжении последних лет жизнь очень подорожала, и главной причиной этого является то, что главные приоритет развития страны определены неправильно. Я и раньше не раз говорила в интервью, что в истории независимой Грузии одной из первых диверсий, направленных против грузинского народа, было объявление главным приоритетом развития страны такой нестабильной и чувствительной сферы, как туризм. Во время пандемии ясно стало видно, что привязывание страны к туризму и игнорирование в качестве приоритета таких отраслей, которые создают блага, разрушительно для экономики страны.
— Власть Саакашвили также была ориентирована на развитие туризма, так же продолжается и сейчас…
— Да, дело в том, что это созрело не в мозгу Саакашвили – он как ренегат посторонних сил в точности выполняет то, какой заказ ему сделали. Мы должны понимать, что, когда между странами существует столь большая конкуренция за обретение рынков сбыта, никому не на руку появление на этом рынке новых игроков с развитой индустрией и сельским хозяйством. Поэтому Саакашвили дали соответствующее задание – только красить фасады, возводить фонтаны и развивать в стране лишь туризм, что, практически, ничем не мешает другим странам.
Именно поэтому нам нужна истинно национально мыслящая власть, чтобы она переоценила допущенные в прошлом ошибки, внесла коррективы в приоритеты экономики страны и, вместе с тем, выстояла перед противоположным воздействием любой чужой силы. Так что, если нынешняя власть основательно не проанализирует создавшееся положение и допущенные в прошлом ошибки, пугало «придет бабайка» уже долго не будет работать на выборах – ей все труднее «отбаяривать» выборы.
— Проанализирует ли «Грузинская мечта» ошибки, из-за которых она теряет поддержку людей, ии отомстит населению? Я задаю этот вопрос потому, что, чем труднее стало «Грузинской мечте» выиграть последние выборы, тем больше подорожала жизнь после выборов, катастрофически растет и число желающих уехать в эмиграцию.
— Чем ответила власть на акцию «националов»? Контракцией. Попытка одержать победу над оппозицией на митингах – попытка беспомощная.
Если власть хотят нанести поражение «националам», нужны не методы выкручивания рук, а развитие страны, преодоление бедности, создание рабочих мест и социальная справедливость. И если она этого добьется, уверяю вас, в электорате «националов» останется лишь одна горстка сектантов-фанатиков, для которых Саакашвили является харизматичным звездным юношей, а не кровавым палачом. Самым главным фактором, чтобы покончить с «националами», является забота о людях и улаживание социальных проблем, реальное развитие экономики, а не манипулирование бутафорными статистическими данными.
И второй, крайне важный фактор: власть не сделала ничего для того, чтобы «Нацдвижение» не было главной оппозиционной силой, чтобы, вместо этих провокаторов, сформировалась здоровая, конструктивная оппозиционная сила, которая не была бы деструктивной и ориентированной на саботаж. Заказом общества является, чтобы появились консервативные, национальные силы и окрепли в политике, и чтобы эти силы реально смыли «националов». А для этого власть не ударила палец об палец. Национальным, консервативным силам на их каналах, элементарно, не уступают эфир, у них нет финансирования и никакого способствования, которое столь необходимо для получения результата на политическом поприще – это я испытала на себе…
Так что, вместо того, чтобы фарисейски твердить «покончим с «националами», лучше, чтобы власть сделала все для развития экономики страны и урегулирования социальных проблем. И второе – позаботилась о приходе в политику действительно национальных, консервативных сил, сил, которые помогут власти реально, а не бутафорно нанести поражение «националам».
Еще раз хочу со страниц вашей газеты обратиться к власти: проанализируйте прошлые ошибки и исправьте их, не то пугало «идет бабайка» уже не работает. Максимально заботьтесь о людях, а не о собственных домах с бассейнами. Способствуйте процессу, чтобы на следующих выборах главной оппозиционной силой были не «националы», а новые, незапачканные национальные, консервативные силы. Не то от реинкарнации «националов» во власти, к которой партия Саакашвли была столь близка на этих выборах, прежде всего, пострадают лидеры «Мечты». В случае возвращения «националов», не думаю, что им в стране будет место.
«Правящая сила Грузии хочет остаться во власти, но не счет своих усилий, она хочет сделать это за счет избирателя, как делали до сих пор, сами не хотят ударить палец об палец»
Сосо Цинцадзе, политолог:
— «Грузинская мечта» пришла к власти не с национальными лозунгами, она пришла самым туманным в истории человечества лозунгом – восстановление справедливости. Туманнее этого лозунга человек ничего не придумывал, и, к сожалению, этот лозунг никак не износится. Сколько человек существует в стране, столько и справедливости. Поэтому этот лозунг общий и туманный, к тому же – ни о чем не говорящий.
Я не участвую в выборах, не хожу на них, они меня не интересуют, поскольку у нас уже нет национальной идеи. В Грузии существуют ангажированные маленькие группы, которые нельзя назвать обществом.
Очень плохой момент то, что люди боятся перемен в стране. Расскажу один факт на моем личном примере.
С детства мы дружим трое друзей… Один из них стал т.н. блатным парнем, второй занимался бизнесом в России, я- пошел путем науки… Один, к сожалению, скончался, а второй, который был «цеховиком», сейчас пенсионер, он взял пенсию на три года вперед, теперь сидит голодный и говорит мне, что «голосует за правительство, поскольку лучше уж привычное зло». «Привычное зло» — очень плохо. Это означает, что у общества страх перед переменами. Если так продолжится, то у этой страны нет будущего.
По всем расчетам, «Грузинская мечта» должна была проиграть несколько последних выборов, поскольку в стране голод, растет криминал, коррупция, валюта девальвирована, убийства происходят на почве бытовых проблем…В условиях такой Грузии, у человека должно возникать желание перемен, но, к сожалению, как у моего друга, так у значительной части общества, желания перемен нет.
— У более, чем 50 процентов населения это желание есть…
— Согласен, и я уже сказал, что я тоже не хожу на выборы и думаю, что это не мо Грузия. Но это не выход, поскольку нас никто и не считает частью общества. У них, политиков, есть свои цели и планы, и мы в их планы не входим, однако по этому поводу претензий не высказываем.
Воспоминания и днях появления на политической арене Бидзины Иванишвили – осенью 2012 года – меня и сейчас ужасают. В телеэфирах выступали серьезные люди и говорили, что сейчас идет миллиардер, и он нас будет содержать… Это продолжается по сей день. Жить за чужой счет и в надежде на другого – это ужасно. Люди предпочитают иметь нищенскую пенсию и спокойно сидеть, у них нет желания выражать протест…
— У вас, правда, очень негативный и почти безнадежный настрой, но должна спросить: некоторые представители власти уже начали говорить о том, что в 2024 году снова будут выборы, и с «Нацдвижением» будет полностью покончено, но дойдет ли сама эта власть до 2024 года?
— Правильно говорят представители власти, до 2024 года не будет никаких выборов, и социальное положение ухудшится…
Правящая сила Грузии хочет остаться во власти, но не счет своих усилий, она хочет сделать это за счет избирателя, как делали до сих пор, сами не хотят ударить палец об палец. Но о, чудо – люди их поддерживают…
Члены нашего правительства хорошо знают, что подкупить избирателя можно. 50 лари никого богатым не сделают, но хотя бы один день же он поест?! Вот, на такого избирателя надеется власть.
— Простите, но я не люблю, когда о народе говорят плохо… Интересно ваше мнение, сможет ли к 2024 году власть развернуть к себе ту значительную часть общества, которая сейчас сказала ей «нет»?
— А власть это и не интересует. Для чего ей это, когда они и так выигрывают выборы? Когда в стране тяжелое, вернее – тяжелейшее положение с социально-экономической точки зрения, и у власти даже нет ответа, это ужасно. Ужасно, что на эту тему ими даже программа не представлена, а анс заставляют слушать глупости.
Мы же видим, что они эти выборы еле выиграли, если это называется выиграть. Каладзе снова войдет в кабинет, откуда и не выходил. Наверное, сейчас вам интересно, стыдно ли будет Каладзе сидеть в кабинете?! Скажу, что у политики чувства стыда нет. Если у политика появится чувство стыда, он должен отстраниться от политики.
— Такое происходит только в Грузии, или в других местах тоже?
— Европейские политики также не сгораю от стыда. После выборов я слушал некоего Джонсона, которыйлез в игольное ушко, чтобы сказать то, что хотел, и в конце заявил: Это ваша воля, какие выборы вы проведете, решайте сами, были ли это справедливые выборы, нам нужно лишь устанавливать правило… И он честный, совесть у него есть?!
Фальсификация выборов в нашей стране не в диковинку, все так, начиная с периода Шеварднадзе… К совести политика призвать невозможно. Как говорится, «каков народ, такова и власть».
«В Грузии ожидаются большие перемены, и это начнется не здесь, перемены будут вызваны внешней обстановкой»
Реваз Киласония, политолог:
— Коабитация, невыполнение обещаний, ложь, угрозы и политика наплевательства на людей привели к такой ситуации, что на нескольких последних выборах пришлось выпрашивать каждый голос. У «Грузинской мечты» уже нет избирателя, их ресурс – «националы», портированные «националы» и государственные службы. К сожалению, в рядах их избирателей осталась лишь малая часть электората «Грузинской мечты», которая была до 2012 года.
Я не хожу на выборы, поскольку «Грузинская мечта» выпустила из рук шанс исправить экономическое положение, не сумела и выполнить обещания, да она и не пыталась. Исходя из всего этого, люди в них разочарованы, и, к сожалению, стало плохой традицией, что людям, простите, наплевать на выборы.
— Есть ли у вас ощущение, что Грузии две – «националов-мечтателей» и разочаровавшихся?
— В политике есть термин – апатия… У людей появился страх, нигилизм, недоверие… Все это создает результат, который мы наблюдаем сегодня, и это поляризация, постоянные митинги, беспорядки… Политическая элита, которую мы наблюдаем 30 лет, старается нейтрального избирателя вообще вывести с политической арены. Я считаю себя отверженным от политической жизни Грузии, поскольку мне не нравится ни один политик, но это никого не волнует. Власти на руку, когда для получения единоразовой выгоды ее поддерживают, и этого для них достаточно.
В Грузии ожидаются большие перемены, и это начнется не здесь, перемены будут вызваны внешней обстановкой…
Подготовила
Эка Наскидашвили