Никто, кстати, не забыл одно из предвыборных обещаний лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили, которое он дал перед приходом к власти в 2012 году. Речь шла о грамотном регулировании банковского сектора и так называемых «бесплатных деньгах». По его словам, банковские проценты в Грузии были ненормально высоки, но после того, как у руля окажется «Грузинская мечта», все встанет на свои места и проценты снизятся настолько, что население даже не будет чувствовать, что возвращает больше, чем брало взаймы. Именно с этого вошел в оборот термин «бесплатные деньги».
Однако из всех обещаний Бидзины Иванишвили это оказалось наиболее обманчивым. Более того, ситуация в сфере выдачи кредитов ухудшилась настолько, что можно смело утверждать: банковский сектор перешел к открытому грабежу населения. Оправдания типа «что-то не рассчитали» в данном случае не сработают, потому что всему миру хорошо известно, как минимум, то, что уж с чем-чем, а с расчетами у господина Бидзины все всегда в полном порядке. Он, надо полагать, точно знал, что говорил, но потом не смог (или не захотел) свое обещание реализовать. Почему он не смог или кому не захотел противостоять — это отдельный вопрос, во всяком случае, никто нам по этому поводу ничего не скажет.
Пусть тот, кто готов защищать банковский сектор, не спешит с оправданиями, мол, так обстоит дело везде в мире. Во-первых, в мире ситуация, прямо скажем, намного лучше; более того, даже в нашем регионе все в этом плане нас обошли. Ни армяне, ни азербайджанцы, ни турки, ни россияне не страдают от кредитно-финансовой политики собственных банков так, как грузинские граждане. Им, в отличии от нас, оставляют возможность дышать.
Скажу честно, официальные данные могут кого угодно привести в ужас: оказывается, у грузинских банков в обращении среди населения находится в два раза больше денег, чем объем государственного бюджета страны. Сомнительно, чтобы в развитых странах банки могли выдать населению больше средств, чем аккумулировано в бюджете их государств. Впрочем, это их дело – уж как-нибудь сами о себе позаботятся, а у нас, как говорится, свои собственные скелеты в шкафу.
По данным на апрель текущего года, больше половины населения Грузии, точнее, 52,5% имеет долги перед финансовым сектором, и, к сожалению, при этом каждый пятый из них не в состоянии платить по своим долгам. Это значит, что должники находятся под реальной угрозой потерять недвижимость, подвергнуться выселению, попасть в «чёрный список» и остаться без средств к существованию, что очень-очень высокая цифра. Если конкретизировать, общее число должников составляет 1 944 818 человек, из них 365 409 не могут погашать свой долг, то есть 9,86% населения Грузии неплатежеспособно и непосредственно стоит перед угрозой банкротства и потери жилья.
Теперь о деньгах. По данным за апрель, долг 1 944 818 заемщиков перед финансовым сектором составляет 67,16 миллиарда лари. При том, что объем государственного бюджета Грузии на 2025 год предусмотрен в размере 27,9 миллиарда лари. Как раз это число вызывает больше всего тревоги. Совершенно ненормально, и это ни при каких обстоятельствах не может считаться допустимым, когда почти 10% населения неплатежеспособно, а финансовые организации выдали заимодавцам вдвое больше средств (кстати, не исключено, что в резерве у них имеется не меньше), чем весь бюджет страны. Вряд ли это может считаться хорошим знаком, и, возможно, именно по этой причине национальная валюта регулярно уходит в «свободное падение», которое почему-то принято называть естественным процессом.
Можно предположить, что никто не знает точно, какие причины и внешние факторы оказывают на него влияние, потому что вечные ссылки на инфляцию в соседних странах кажутся нам притянутым за уши аргументом. Не верим мы и тому, будто девальвация лари происходит из-за негативных рыночных ожиданий. Неужели за все эти годы ни разу не возникло «позитивного ожидания», которое поспособствовало бы укреплению национальной валюты? Национальному банку Грузии приходится останавливать «бегство лари» долларовыми интервенциями, выбрасывая на продажу по 40–50 миллионов долларов. Когда курс валюты в государстве меняется в абсолютно стабильной ситуации и зависит от чьих-то карманных денег (а 40–50 миллионами в Грузии располагают не один и не два человека), это очень опасно.
Видимо, существует нечто, о чем не знают обычные смертные, и я постараюсь обосновать, что имею в виду. Прежде все политические партии давали перед выборами обещание «накинуть узду» на банки. С течением времени говорить об этом политики перестали, будто так и должно быть, будто правильно и хорошо, когда ключевые финансовые процессы пущены на самотек.
Уже никто не заявляет, что практика, при которой «эффективные» 25% за кредитную услугу усилиями кредитных офицеров и благодаря всевозможным «накруткам» превращаются в «неэффективные» 49%, является преступлением. Никто уже не придает значения тому, что банковские договоры намеренно бывают напечатаны предельно мелким шрифтом, отбивающим охоту в них вчитываться – на это ни у кого не остается ни желания, ни нервов.
Мы намеренно акцентируем внимание на размере шрифта, потому что был момент, когда государство потребовало, чтобы банковские договоры в Грузии печатались крупным шрифтом, особенно места, где уточняются процентные ставки и условия погашения кредита. Увы, удобно читаемый шрифт «продержался» лишь в течение одного месяца, потом его снова уменьшили, потому что у клиентов стали возникать вопросы. Признайтесь, кто из вас внимательно читал банковский договор, отказавшись верить на слово улыбающемуся кредитному офицеру? А потом выяснялось, что и процент не тот, какой был обещан, и сумма, подлежащая уплате, другая.
Это, к сожалению, не все. Складывается впечатление, что мы тешим себя, возмущенно ссылаясь на «банковскую мафию», «аптечную мафию», закрепили эти термины в общественном сознании, а сами смирились и свыклись с тем, что проблемы такого рода никогда не решаются. Об «аптечной мафии» я упомянул неслучайно.
Помните, какой поднялся шум, когда правительство добилось снижения цен на лекарства, и выяснилось, что на некоторые препараты продавались с огромной наценкой – 200% и даже 400%? Казалось, все в сфере продажи медикаментов было улажено, однако…
В последние два месяца цены на лекарства практически ежедневно растут, и многие поднялись не только до прежнего уровня, но и превысили его. Да, аптечные сети, не особенно маскируясь, попытались вернуть все на прежние рельсы, занялись постепенным повышением цен и довели дело до конца. Население, естественно, протестует, но будто кто-то поломал разработанный правительством механизм контроля – никто никого ни о чем не спрашивает, никому не интересно проявлять заботу о потребителе, а бизнес, тем временем, обрел неограниченную свободу, которой, естественно, пользуется сполна.
То же можно сказать относительно продуктов питания, да и практически о всех других сферах. Стандартная отговорка, мол, недопустимо вмешиваться в свободный рынок, в наших условиях при отсутствии здоровой конкуренции и фактической монополизации этого самого рынка по клановому и родственному признаку, звучит абсурдно. Вот почему у населения крепнет подозрение, что за всем этим непосредственно стоят представители действующей власти.
А если не стоите, выйдите из тени, осудите, исправьте – рычаги-то все в ваших руках! Или вы живете в другой стране, и вам, вашим близким не надо питаться, не нужны лекарства, не требуются кредиты? Все вокруг день ото дня дорожает, качество падает, у продуктов начисто пропал присущий им вкус. Неужели вы этого не замечаете? Не видите, что сегодня, в разгар сезона «чакапули» мясо ягненка стоит 35 лари за килограмм?
Бизнес буквально вбивает гвоздь в гроб и без того обнищавшего населения, отбирая у него последнее и оставляя ни с чем. Во главе этой преступной пирамиды стоят финансовые организации, и вызывает грустный смех, когда нам доказывают, будто регуляции ужесточены, налоги повышены, потому что все это происходит за счет выуживания последних денег из карманов несчастных людей. Налогоплательщики сталкиваются с печальной реальностью: в Грузии бизнес ни в чем себе не отказывает, перекладывая повышенные налоги на население. И вы прекрасно знаете об этом. К примеру, правительство повысило акцизный налог на сигареты, заявив, что эта мера направлена на сокращение продажи табачных изделий. Прогноз не оправдался – люди курить меньше не стали, а пачка сигарет, которая реально обходится меньше 3 лари, из-за акциза стоит 7–8 лари.
Хуже всего, что люди, которые обязаны решать все эти проблемы, «взаимодействуют», если можно так выразиться, с банками только когда получают зарплату. Заметим, такую, которая позволяет не волноваться по поводу возвращения кредитов и долгов и не чувствовать, в каком положении находится простой народ.
Эти люди не интересуются историческим опытом и не осознают, что если все и дальше будет продолжаться в таком же духе, это неминуемо приведет к катастрофе.
И если вас не волнует, что думает народ, то хотя бы насторожитесь от того, что финансовые организации выдали населению больше денег, чем государственный бюджет Грузии и вдобавок, возможно, вдвое больше припрятали в хранилищах.
Леван Габашвили