Домой Рубрики Политика Август 2008-го – трагедия грузинской государственности

Август 2008-го – трагедия грузинской государственности

3 августа 2009 года в Тбилиси состоялся круглый стол на тему «Август 2008 года – трагедия грузинской государственности: причины и результаты». Он был организован неправительственной организацией «Историческое наследие». В обсуждении приняли участие эксперты, журналисты, представители общественности. Участники дискуссии рассмотрели обстановку, возникшую в связи с трагическими явлениями ближайшего прошлого.

Сегодня редакция решила еще раз вынести на суд своих читателей обзор этого мероприятия и привести высказанные в ходе круглого стола мнения. 13 лет достаточно внушительный срок для того, чтобы мыслящий человек мог без первоначальных эмоций, холодным разумом проанализировать все эти явления. Ну а наш уважаемый читатель пусть сам рассудит, были ли мы правы в своих оценках августовской трагедии.

После дискуссии тоги работы круглого стола подвел председатель НПО «Историческое наследие» Тариэл Гагнидзе:

«Что представляла собой августовская война? У нас налицо два конкретных результата: Грузия потеряла территории, и власть была щедро одарена пресловутой финансовой помощью. Хотя на ком еще, кроме ее представителей, сказалось то, что страна эту помощь получила?

Как во внутренней, так и во внешней политике Грузии доминируют американский диктат и американское влияние. Что касается НАТО, то это организация, в которую не вступают – в нее принимают. На протяжении многих лет стремление вступить в НАТО выступает в качестве определяющего вектора внешней и внутренней политики нашего государства. Надо понимать, что если тебя принимают в НАТО, значит это кому-то по тем или иным причинам нужно – кто же станет принимать просто так?! Если американцы стремятся нас туда протащить, значит, им это для чего-то надо. И тут логично задать вопрос: допустим, американцам надо, но надо ли это нам? Чтобы подобные вопросы не возникали, нам насадили во власть совершенно безнравственных, аморальных людей, для которых нет ничего святого – ни Родины, ни достоинства, им вообще не знакомы подобные понятия. Подобных персонажей усадили на наши головы и дали им бразды правления. Одним из отражений такого рода политики и этих процессов как раз и стали августовские события. Вместе с тем, во время обсуждения возник резонный вопрос: хорошо, допустим Саакашвили уйдет, но кто, какие силы придут ему на смену? Для того, чтобы нашелся выход и наша жизнь и политика поменялись в лучшую сторону, необходимо, прежде всего, осмыслить наших государственные интересы. Надо иметь желание и стремление что-то предпринять, и соответствующие навыки и возможности. Чтобы поверили, я имею в виду политическую силу, необходимо, в первую очередь, заручиться доверием населения Грузии, и доверием тех, вместе с кем придется работать над решением накопившихся сложнейших проблем (имеются в виду Россия, а вслед за ней Абхазия и Южная Осетия).

Вопрос лежит на поверхности — все завязано на отношениях с Россией и исходит из этих отношении. Если у России нет к тебе доверия, даже если разговор состоится, получим переливание из пустого в порожнее.

Не менее важно, как встретят и будут ли слушать тебя абхазы и осетины, поверят они тебе или нет. Возможно, формально примут и даже вступят в определенный диалог с Саакашвили № 2, но каким будет результат? – никаким.

Чем заслужила наша так называемая оппозиция, чтобы оказаться хотя бы чуть-чуть выше власти? – Ничем! Миша плохой, это уже все знают, но и оппозиция не подняла до сих пор ни одного вопроса, принципиально отличающегося от подходов власти. Мы по-прежнему слышим лишь манипулирование демагогической терминологией по поводу вступления в НАТО, евроатлантической интеграции, американских ценностей и т.д.

Сегодня для всех нас, для нашего общества и для будущего Грузии особую жизненную важность представляет собой появление на политическом поприще такой силы, которая, обладая способностью и желанием принципиально осмыслить животрепещущие запросы Грузии, сумеет практически и прагматично взяться за решение указанных вопросов.

Этой силе должны доверять и считаться с ней и россияне, и абхазы, и осетины. По-другому ни переговоры не состоятся, ни результаты не будут получены, а наше трагическое и катастрофическое положение только еще больше усугубится, обострившись до того, что пути назад у нас уже не останется».

По окончании обсуждении было принято итоговое заявление:

«Мы, участники круглого стола, обсудив направления государственной политики Грузии в последние годы, политические ходы грузинского руководства, августовские события 2008 года и последующий период, пришли к заключению о том, что события в августе 2008 года подготавливались властями в течение многих лет. Об этом свидетельствуют неоднократно делавшиеся Саакашвили заявления, в которых речь шла о восстановлении территориальной целостности любыми методами; постоянное наращивание военного бюджета, увеличение закупок техники и вооружений; засекреченные визиты иностранных военных специалистов, в основном, из Израиля и США (позднее сам Израиль признал их присутствие в Грузии, правда, оговорившись, что они, якобы, являлись отставными военными и к государственной службе отношения не имели); попытка проведения летом 2006 года, в бытность министром обороны Окруашвили, боевой операции в Южной Осетии; объявление Окруашвили о намерении отпраздновать Новый год в Цхинвали; создание марионеточного правительства Санакоева; разного рода постоянные провокации против российских миротворцев (их задержание под надуманным предлогом, обливание техники краской, нанесение физических оскорблений) и т.д.

Аналогичные провокации осуществлялись и на абхазском направлении: смена названия Кодорского ущелья на Верхнюю Абхазию, ввод туда военной техники и боевого контингента, создание молодежного лагеря в Ганмухури, столкновения с российскими миротворцами, в том числе, с участием Саакашвили (перед камерами);

об этом же свидетельствует систематический отказ подписать соглашение о неприменении силы.

Об отсутствии желания урегулировать конфликт откровенно говорит и то, что работа в этом направлении была поручена персонам, не имевшим никаких связей с Абхазией (Хаиндрава, Малашхия, Якобашвили и др.), в то время как тех людей, кто родился там, жил, трудился, имеет родственников и друзей, к процессу урегулирования не подпускали.

Велась скрытная антироссийская пропагандистская кампания, в ходе которой делались оскорбительные выпады в адрес российского руководства;

укоренилось высокомерное отношение к абхазской и осетинской сторонам, имело место оскорбление их руководителей, деятелей истории и культуры (например, интервью Якобашвили на Первом канале, в котором он, министр реинтеграции (!), заявил, что не знает и не имеет никакого желания знать личности осетинских руководителей);

А упрямое декларирование неизменности курса на вступление в НАТО исключило заинтересованность России в территориальной целостности Грузии и в стремлении абхазов и осетин к реинтеграции.

Нынешние уверения в том, что военные действия были начаты в ответ на российскую интервенцию, выглядят смехотворно и безосновательно; заявление тогдашнего секретаря Совета безопасности А. Ломая относительно начала операции по наведению конституционного порядка, сделанное 8 августа, говорит о совершенно обратном, как и аналогичное заявление генерала Курашвили. 7 августа вся страна наблюдала, как в сторону Цхинвали движутся сотни загруженных солдатами автомашин и десятки единиц военной техники.

Возможные последствия решения конфликта силовыми методами были понятны каждому здравомыслящему человеку. Об этом неоднократно говорилось в средствах мас.информации (статьи и телевыступления политолога А. Чачия, Р. Климиашвили, академика Э. Джавелидзе, статьи А. Хидирбегишвили).

Российское руководство неоднократно преупреждало, что в случае возобновления боевых действий Россия не сможет оставаться в роли сторонного наблюдателя. За визитом в Тбилиси К. Райс в июле 2008 года последовало официальное заявление Д. Медведева о том, что если Грузия попытается разрешить конфликт силовым путем, Россия будет вынуждена в него вмешаться. Попутно последовало очередное обращение, призывавшее подписать соглашение о неприменении силы, которое, как и все предыдущие, осталось без ответа.

Участники круглого стола отмечают, что с геополитической точки зрения российскому руководству всегда представлялось нежелательным существование Абхазии и так называемой Южной Осетии в качестве независимых государств. Оптимальным вариантом для России неизменно оставалась единая дружественная Грузия, с территории которой ей бы не грозила военная или террористическая опасность. Для доказательства достаточно напомнить, что после признания Западом Косово В. Путин категорически отказался признавать независимость Абхазии и так называемой Южной Осетии. Россия и сейчас не делает этого в отношении Приднестровья и Карабаха. В ответ на сдержанную российскую позицию ­Саакашвили постоянно заявлял о стремлении войти в НАТО (тем самым перечеркнув приемлемый для России вариант – единая дружественная Грузия), а затем военной силой атаковал российских миротворцев и мирное население, в том числе, российских граждан.

Ясно, что пассивность России в августе 2008-го привела бы к полному разочарованию северокавказских народов в ее способности обеспечить защиту собственных граждан, вызвала бы взрыв антироссийских и сепаратистских тенденций на Северном Кавказе, массовые волнения, могла спровоцировать переход через границу на помощь абхазам и осетинам отрядов северокавказских добровольцев, подтолкнуть к развертыванию партизанских действий и, в конечном счете, к масштабной кавказской войне, которая погубила бы Грузию. На каком-то этапе этой войны возникла бы необходимость участия в ней крупных государств, а также военно-политических блоков.

Участники круглого стола подчеркивают, что Соединенные Штаты Америки всячески подстрекали Саакашвили к совершению этой авантюры. Чего только стоит заявление Джорджа Буша о том, он «прочертил» по Кавказскому хребту красную линию русским, «запретив» ее переступать. Вспомним визит К. Райс перед войной, активность М. Брайзы, слова французского президента Н. Саркози о том, как Дж. Буш советовал ему не приезжать в Москву, пока русские не войдут в Тбилиси. Уже после 8 августа сами Райс, Брайза и посол США в России многократно пытались оправдаться. Брайза даже побывал с этой целью в Москве.

Война эта была выгодна Америке в силу следующих обстоятельств:

— проверялась готовность России адекватно реагировать на военное вмешательство в зоне ее стратегических интересов;

— Грузия «освобождалась» от конфликтных территорий, наличие которых препятствовало ее вступлению в НАТО. В случае подчинения Южной Осетии, это компенсировало бы потерю Абхазии (до визита Райс в июле 2008 года цель Саакашвили была именно Абхазия, но затем они переключились на Южную Осетию. Это хорошо прослеживается по характеру информационного потока в зимний и весенний периоды 2008 года);

— В стратегическом плане Америке не нужны ни Абхазия, ни Южная Осетия;

— трубопроводы там не пролегают, аэродромы для размещения натовских баз или те, что могут понадобиться в случае войны с Ираном, расположены в других частях Грузии, а заниматься провоцированием различного рода эксцессов на Северном Кавказе можно и с остальной территории;

— Россия в любом случае объявлялась бы врагом Кавказа и становилась целью в масштабной информационной войне, а Америка была бы подана как друг и заступник ущемленных.

В целом результаты войны таковы: сотни погибших, десятки тысяч беженцев, оставшихся без крова и средств к существованию; грузины потеряли часть своей Родины.

Маразм в общественно-политической жизни Грузии продолжается и по сей день:

власть никаких угрызений совести не испытывает, а войну, завершившуюся утратой территорий, толкует как победу. Не прекращаются пустые обещания относительно возвращения территорий (на сей раз — мирным путем), продолжают возлагаться надежды на мифическую помощь США, устроен позорный ажиотаж вокруг приезда Байдена, налицо новая волна антироссийской истерии, и все так же без изменений муссируется полностью обанкротивший себя Шеварднадзевско-Саакашвилиевский тезис «Запад нам поможет». Для всех очевидны нездоровое психическое состояние президента, дилетантизм и интеллектуальная неполноценность политической элиты, в том числе, оппозиции, ложь и двуличие информационных средств, находящихся под опекой власти.

Ни одна политическая сила не желает видеть правду; Абхазия и так называемая Северная Осетия потеряны, а продолжение нынешней политики грозит возрождением сепаратистских тенденций и в других регионах страны. Процесс разрушения Грузии продолжится, и, делая подобный прогноз, мы принимаем во внимание крайне напряженное положение в Джвахети и Квемо Картли, а также активность турок в Аджарии, где Турция вместе с Россией является гарантом статуса автономии (в случае продолжения нашей вражды, Россия может выйти из Карского договора, что равносильно настежь распахнутым дверям для Турции).

Мы, члены круглого стола, усматриваем выход из ситуации в следующем:

— грузинское общество должно отказаться от гибельного внешнеполитического курса, рабского и слепого выполнения указаний США, освободиться от марионеточной власти;

— следует осознать элементарную истину: все основные проблемы Грузии – территориальная целостность, экономический прогресс, отношения с соседними народами – напрямую зависят от уровня и качества отношений с Российской Федерацией;

— необходимо в полном объеме восстановить отношения с Россией; обеспечить участие ее в прямом диалоге с Абхазией и Осетией в качестве заинтересованной стороны, наладить совместную работу по поиску новых форм интеграции, разработать новый национально-государственный проект по обеспечению совместного проживания наших народов;

— для реализации перечисленных задач должна быть сформирована политическая сила, наделенная доверием населения Грузии, которая сумеет завоевать и доверие российского руководства, а также политических и общественных кругов Абхазии и Южной Осетии, и окажется в состоянии разработать качественно новую стратегию национально-государственного развития Грузии, опирающуюся на исторический опыт, политические и экономические интересы населения страны, социально-культурные особенности грузинского народа.

3 августа 2009 года, г. Тбилиси

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь