Домой Рубрики Политика Они воевали за Россию и за Грузию!

Они воевали за Россию и за Грузию!

Они воевали за Россию и за Грузию!

Не сыскать в Грузии семьи, у которой в так называемой Второй мировой войне (почему в «так называемой» – об этом ниже), а для нас, грузин, в Великой Отечественной – не погиб бы кто-нибудь из кровных родственников. Всем это хорошо известно. Не случайно в день 9 мая действующая власть в лице мечтателей и нацев, отдавая дань памяти погибшим, украсила венками Мемориал Неизвестному солдату. Но чему все мы стали при этом свидетелями?! Никто из окруженных плотным кольцом телекамер лидеров оппозиции и высокопоставленных чиновников правящей партии ни разу не произнес наполненные живо болью и особым смыслом слова – «Великая Отечественная война». Из их «праведных» уст с коабитационной удовлетворенностью и последовательностью срывалось иное название – Вторая мировая война, лишенное для грузин какого бы то ни было эмоционального содержания. Наверное, предки говорящих, их деды и отцы от возмущения перевернулись в своих могилах, ведь они сражались под командованием генералиссимуса Сталина именно в Великой Отечественной, а не Второй мировой войне.

Исходя из вышесказанного, излишне, наверное, добавлять, что бесстрастные высокопоставленные чиновники правительства мечтателей и нацев так и не осмелились произнести вслух в этот памятный день имя главного творца победы над фашизмом – Сталина.

Это очень примечательно. Один из них, все-таки позволивший себе упомянуть имя Сталина в телефонном интервью моему коллеге, через некоторое время перезвонил интервьюеру и попросил убрать из материала пассаж, где он (бессовестный), отвечая на вопрос, неосторожно произнес имя Сталина в контекст победы, одержанной над фашизмом.

Раскрыть имя этого «патриота» я, к сожалению, не вправе, так как связан словом, данным мною коллеге-журналисту, которому я пообещал его не называть. Тем не менее, задам читателям, полагаю, очень простой вопрос: как можно окрестить подобный поступок? И пусть каждый из вас сам даст себе на него ответ… А я со своей стороны могу лишь уверенно и твердо заявить, что корни у упомянутого выше «патриотизма», к сожалению, гораздо глубже, и он лишь малюсенькая крупица отвратительного процесса, который называется переписывание истории.

Начало ему было положено параллельно с разжиганием холодной войны, но и теперь, через 30 лет после ее завершения, он продолжается с неослабевающим цинизмом и наглостью. Главная идея этого процесса, как вы уже, наверное, догадались, состоит в том, чтобы внушить человечеству, что фашизм, дескать, победили США и Великобритания, а СССР, понесший в этой войне 27 миллионов жертв, как я писал в своей предыдущей статье, всего лишь занимался игрой в солдатиков. Играл в них под Сталинградом, играл под Курском, и если б, мол, не так называемый ленд-лиз и второй фронт, никто не ведает, что бы случилось и как завершилась бы эта война…

Сразу же следует заметить, что ленд-лизом успешно воспользовались, прежде всего, сами американцы, которые обеспечили свою экономику военными и другими заказами, в результате чего им удалось, наконец, окончательно справиться с последствиями так называемой «великой депрессии». Что же касается второго фронта, то США и Англия открыли его всего лишь за несколько месяцев до завершения войны – в июне 1944 года. То есть, когда окончательно убедились, что Советский Союз в результате вышеупомянутых «играм в солдатики» сделает красной всю Европу. Между прочим, США за несколько месяцев до окончания вступили и в Первую мировую войну, после того, как союзники по блоку Антанта не только «украли» у Российской православной империи победу в ней, но отхватили себе самый жирный кусок оставшегося пирога… На военном параде в честь победы в Первой мировой войне, проходившем в Париже, маршировали войска Франции, Англии и США, а Российская православная империя горела в это время в огне Гражданской войны… Можете воспринимать все сказанное как небольшое лирическое отступление, иллюстрирующее столь присущее «благородному» Западу «бескорыстие».

Современные «историки»-неолиберасты в последнее время опустились до невиданного цинизма: согласно принятой Евросоветом резолюции, фашизм и коммунизм, Гилер и Сталин объявлены равнозначным злом. И особенно печально, что в этом к этой грязи и позору оказалась причастна и власть мечтателей и нацев – грузинская депутация в Евросовете в едином коабитационном порыве единогласно поддержала вышеупомянутую резолюцию. Наши правительственные и неправительственные неолиберасты пошли дальше – вот уже в течение нескольких лет они ведут отъявленную пропаганду, рьяно доказывая – то, что мы, «темные грузины», называли Великой Отечественной войной, на самом деле было войной совершенно для нас чужой – российской, если хотите, коммунистической, на которую наших отцов и дедов сгоняли как овец  и т.д. Я постоянно слышу тысячи других глупостей, которые и породили во мне желание дать этим измышлениям принципиальный и справедливый ответ. Собственно, в этом и был заключен главным мотив для написания представленной читателю статьи. И для ясности начать ее лучше издалека…

За всю свою многовековую историю непрерывно сохранять свою независимость в истинном значении этого слова Грузинскому государству удалось только раз и всего лишь в течение 120 лет – от Давида Агмашенебели до Лаша-Георгия. Таким образом, называть «нашими» можно только войны, которые Грузия вела в тот период.

Если не считать яркий, но непродолжительный отрезок правления царя Георгия Блистательного, то предкам нашим после этого извечно приходилось воевать на «чужих войнах». Причем, наши мудрые цари всегда старались встать в них на сторону того, от кого Грузия могла извлечь какую-то выгоду для себя … Такова наша незавидная судьба! Тем не менее, многих врагов своих мы так или иначе одолевали – то с помощью меча, то благодаря искусной дипломатии, пока в 1555 году османы и кизилбаши не заключили Амасийский мир, сумев надвое поделить между собой Грузию. После этого воевать нам оставалось исключительно на их войнах (то есть, на чужих), выбирая сторону, которая представлялась более или менее выигрышной для страны. Как говорится: что дерево, что бревно – все одно. Причем, для грузин это означало, пошли-ка вы все — и одни, и другие куда подальше! К счастью, настало время, когда Грузии стало вдруг не все равно. На горизонте замаячила единоверная Россия, и грузины стали воевать, помышляя о том, как бы приблизиться к этому заманчивому горизонту, сохранив в «чужих» войнах себя…

После того, как Вахтанг VI, который вынужден был укрыться у северного соседа, уехал из Картли, забрав с собой массу одаренных и талантливых людей, в России была основана многочисленная грузинская колония. И дальше стало уже очевидно, что русско-грузинское политическое единство – это всего лишь вопрос времени.

Объединение началось с Георгиевского трактата, который наряду со многими минусами и недостатками имел очень важный плюс, с лихвой перекрывавший все остальное. Речь о православии и, соответственно, об открывшейся возможности для грузинской нации не только выжить физически, но и, что не менее важно, сохранить свою самобытность.

Сегодня, когда мы вновь стоим на распутье, как я считаю, нашей нации жизненно важно обеспечить добрососедские отношения с Россией. «Следует восстановить братские отношения с Россией, и сделать это надо как можно быстрее», — подчеркнул Патриарх всея Грузии. Именно исходя из таких предпосылок, важно выдвинуть на передний план не то, что настраивает нас друг против друга, а то, что нас объединяет.

В этом смысле православие и кровь, совместно пролитая в борьбе с немецким фашизмом – это как раз то, что объединяет нас лучше и прочнее всего. Как, собственно, и участие грузин в войне 1812 года против Наполеона Бонапарта. Тоже Отечественной. В сегодняшней статье я хотел бы особо поднять данную тему, чтобы напомнить о том, какой путь мы прошли до этого и что приобрели в последующие годы в результате многочисленных русско-турецких войн…

В 2012 году в России с огромным подъемом было отпраздновано 200-летие победы в Отечественной войне над не знавшей до этого поражений армией Наполеона. В рамках праздничных мероприятий в Петербурге был установлен замечательный памятник герою Бородинского сражения, грузинскому князю, генералу Петру Багратиону. В связи с этим у меня возникло желание вспомнить и о многом другом, что наряду с легендарным генералом, связывает нас, грузин, с «русской мощью», как и о том, какое влияние оказал исход этого масштабного сражения на приобщившуюся за 29 лет до этого к огромной империи маленькую Грузию. Тем более, что во многом результаты этой войны, как минимум, на 100 лет предопределили будущее всей Европы.

* Поскольку с историей как отраслью науки меня связывает только любовь к ней, я хочу заранее принести свои извинения за то, что статья может получиться несколько эмоциональной, чего подлинные ученые всячески стараются избежать. Но я не профессиональный историк и не умею читать историю без эмоций. Тем более, когда дело касается истории моей родины, и вопрос затрагивает такую сакральную сферу, как взаимоотношения русских и грузин. К своему великому удивлению недавно я обнаружил, что Грузия в геополитическом плане и в те времена представляла собой один из главных, если не главный приз для ведущих игроков на европейской и ближневосточной политической арене – России, Франции, Англии Османской империи, Ирана.

Вскоре после того, как 18 декабря 1806 года турецкий султан объявил России войну – 4 мая 1807 года было, в частности, подписан так называемое Финкенштейнский тайный договор между Наполеоном и Персией, один из пунктов которого представляется крайне интересным для нас. По этому пункту французский император признавал право персидского шаха на Грузию и брал на себя обязательство заставить Россию покинуть Грузию. В тот же период велась подготовка похожего договора и с Османской империей, по которому Наполеон уступал османам Молдавию, Валахию, Бессарабию, Крым и Грузию. За всем этим должен был последовать османо-франко-персидский союз против Англии и России. Впрочем, для Грузии до определенного времени все это осталось на уровне злого умысла, так как неожиданно заключенный между Наполеоном и российским императором Александром I так называемый Тильзитский мир смешал все карты не только в Европе, но и на Ближнем Востоке.

Дальнейшее рассмотрение кулуарных дипломатических ходов между большими державами может завести нас слишком далеко, но следует отметить, что после Тильзитского мирного соглашения на месте Франции оказалась Британия, поскольку документ был направлен, в основном, против Англии. Грузии, заметим, это не принесло бы ничего хорошего, поскольку теперь уже Британия повела торговлю с Персией и Турцией используя ее в качестве награды за уступки. А теперь главное.

Я не случайно оговорился выше, написав по поводу «злого умысла» до определенного времени. Это «определенное время» настало тогда, когда Бонапарт нарушил Тильзитский мир и без объявления войны напал на Россию. Точнее, оно бы настало, одержи Наполеон победу в войне. В Грузии нашлись «горячие головы», которые хотели этого и возлагали надежду на подобный исход, так же как в прошлом веке некоторые (скажем и об этом откровенно) планировали добиться независимости Грузии с помощью фашистской Германии. Ну а в те времена не случайно именно в 1812 году вспыхнуло знаменитое кахетинское восстание, то есть оно произошло параллельно с нападением Наполеона на Россию. И эту последнюю серьезную попытку Александра Батонишвили взойти на отцовский трон следует считать откровенной авантюрой, поскольку восстание было изначально обречено на провал.

Больше того, русские сумели не только пресечь эту авантюру, которая вылилась в бессмысленно пролитую кровь и слезы тогдашнего грузинского крестьянства, но и не подумали вывести из Грузии ни одного своего солдата. Несмотря, как казалось некоторым, на ожидаемую катастрофу, Бонапарт был побежден без этого. В противном случае можете себя представить, как бы разгулялись в оставшейся без защиты Грузии наши исторические «друзья» — Иран и Турция, желающие окончательно покончить с нами любой ценой. И если б распятые в океане ислама мы бы и сумели выжить физически, то уж наверняка бы не пели «Отче наш», а выкрикивали бы «шахсей-вахсей» и «Аллах Акбар».

Грузины внесли свою лепту в историческую победу русских в Отечественной войне с Наполеоном – документально подтверждено, что в Бородинском сражении принимали участие десятки грузин, в том числе 12 (!) генералов во главе с Петром Багратионом – Петр и Иван Багратионы, Владимир и Леван Иашвили, Иван и Симон Панчулидзе, Симон, Иван и Филипп Джавахишвили, Симон Гангеблишвили, Антон Шаликашвили и Павел Бибилури. Отталкиваясь от этого, нетрудно предположить, что число воинов-грузин более низкого ранга было намного значительней. Большинство из них, по-видимому, родились в России. Они, включая и потомков крупной эмиграции времен Вахтанга VI, представляли грузинскую нацию в разных слоях и классах общества, и принимали участие не только в сражении на Бородинском поле, но и раньше, еще до присоединения Грузии к России, участвовали в войнах, которые Россия вела в 18-м веке (чего стоит хотя бы пример Давида Гурамишвили!).

Грузины эпохи Вахтанга VI, можно сказать, авансом проливали кровь за единоверную Россию. За ту самую Россию, которая после принятия Грузии под свое крыло сполна «возвратила долг» — на протяжении века она провела по три войны с Ираном и Турцией и во всех них одержала победу. В результате, в грузинское лоно были возвращены территории, о которых мы могли только мечтать.

И сколько бы ни шумели сегодня ура-патриоты о том, что, мол, Российская империя отнюдь не Грузии возвращала то, что у той отняли Иран и Турция, а занималась расширением собственной территории, факт остается фактом – присоединенные к Кутаисской и Тифлисской губерниям Аджария и Самцхе, Саингило и Ташир фактически слились с грузиноязычной, национально-культурной средой. Более того, после развала Российской империи мы провозгласили независимость именно в границах этих губерний – едва ли не от Трабзона до Дербента – и если затем не сумели все сохранить, то, прежде всего, это «заслуга» беспомощных социал-демократов, меньшевиков, которые никогда и во сне не помышляли о независимости нашей Родины. Однако, словно по иронии судьбы, именно на их долю выпало встать у руля первой независимой Грузинской Республики.

Завершить разговор мне бы, тем не менее, хотелось словами Ильи, вернее, финалом его знаменитой статьи. Великий Илья взвесил на весах исторической правды сладость и горечь взаимоотношений между русскими и грузинами, их справедливость и несправедливость, добро и зло, предательство и братство. В своей блестящей публицистической статье «Сто лет назад», написанной в 1899 году по случаю 100-летия прибытия русской армии в Грузию, выдающийся поэт, писатель, публицист и общественный деятель пришел к выводу, что присоединение Грузии к России принесло нам, грузинам, гораздо больше пользы и добра, нежели зла.

А нам он оставил в качестве завещания следующее:

«С этого памятного дня Грузия обрела мир. Покровительство единоверного народа рассеяло страх перед врагом. Успокоилась встревоженная, уставшая от набегов и разорений страна, передохнула от войн и битв. Смолк лязг мечей и штыков, нацеленных вражеской рукой на нас и на наши семьи, угас огонь, который сжигал дома наших отцов и дедов, оставляя на их месте одни лишь пепелища, набеги канули в прошлое, лишь тревожа память тяжелыми и страшными воспоминаниями. Настала новая пора, пора спокойной жизни для обескровленной, распятой за распятого Христа Грузии, которую Господь сотворил раем для человека на этой земле, но едва не превратил в одно большое кладбище для ее сынов, которые самоотверженно, бесстрашно гибли вдали от всех во славу во Христа, во имя веры и сохранения собственного народа. Было положено начало мирной жизни. С того дня никто не пересек границу с мечом и огнем в руках, и 26 ноября 1799 года заново пробудившиеся государь и народ стали строить свое будущее, окрыленные надеждой на покровительство России».

Давид Мхеидзе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь